В жизни у ребенка есть два якоря, держась за которые, он живет – это семья и школа. Но когда плохо в школе, нередко ухудшаются и отношения с родителями. Ну а если в семье у ребенка конфликт, то какая может быть учеба? Так и накладываются друг на друга несколько проблем. …………..
Семья - это основа жизни, развития и формирования первых навыков, представлений молодежи об окружающем мире. Именно от семьи зависит не только уровень жизни, образования и интеллекта ребенка, но и его дальнейшее существование.
Семья затрагивает все сферы жизни ребенка, именно благодаря ей человек вырастает и становится либо благополучным и успешным, либо остается недоволен своей жизнью.
Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого человека, будь то педагог или родитель, - не допустить у детей мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет, а для этого надо постараться создать необходимые условия:
- Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в окружении ребенка (в семье, школе, классе);
- Насыщенность жизни яркими событиями, дающими подростку возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость
- Возможность доверительного общения подростка с родителями, педагогами, искренний интерес со стороны взрослых к событиям жизни, к чувствам и переживаниям подростка; Помощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей;
- Устойчивые социальные связи, значимые для подростка и, прежде всего, семейные;
- Контроль использования ребенком интернет-ресурсов.
Причины же суицида различны, но самой распространенной является нарушение взаимодействия подростка с ближайшим окружением, чаще всего с близкими ему людьми и семьей. Профилактика суицидального поведения должна проводиться в сотрудничестве семьи и школы. |
|
|
Основные задачи профилактики суицидального поведения в учреждениях образования :
- своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
- формирование более близких отношений с детьми и подростками путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
- проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
- оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
- контроль посещаемости занятий и прогулов;
- своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
- осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
- формирование позитивных потребностей;
- работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
- оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
- обучение навыкам проблеморазрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности.
- ознакомление родителей с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду |
Если замечена склонность школьника к самоубийству:
· определите источник психологического дискомфорта;
· выясните, как ребенок решал сходные ситуации в прошлом;
· определите, что может быть полезным для разрешения настоящей проблемы;
· выясните, что остается позитивно значимым для подростка;
· научите использовать методы снятия психологического напряжения;
· попытайтесь уменьшить степень психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение;
· вселяйте надежду на лучшее будущее;
· попробуйте сформулировать ближайшую реалистичную цель для ребенка;
· не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска.
· установите доверительные взаимоотношения с подростком.
В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать. А детям это просто вдвойне необходимо!! Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться накопившимися проблемами. Объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со всеми неудачами
Но при этом педагог должен продумывать каждое сказанное слово, чтобы ребенок еще больше не замкнулся и не остался один на один со своими неразрешимыми проблемами. |
Если вы слышите |
Обязательно скажите |
Никогда не говорите |
"Ненавижу учебу, класс…" |
"Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?" |
"Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй" |
"Все кажется таким безнадежным…" |
"Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь" |
"Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе" |
"Всем было бы лучше без меня!" |
"Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит" |
"Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом" |
"Вы не понимаете меня!" |
"Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать" |
"Кто же может понять молодежь в наши дни." "Никому не нужны чужие проблемы" |
"Я совершил ужасный поступок…" |
"Давай сядем, поговорим об этом" |
"Что посеешь, то и пожнешь!" |
"А если у меня не получиться?" |
"Если не получиться, мы подумаем, как это сделать по-другому" "Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное" |
"Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!" |
|
Давайте уважаемые педагоги будем: • вселять у детей уверенность в свои силы и возможности; • внушать им оптимизм и надежду;
• проявлять сочувствие и понимание; • создавать психологический комфорт в школе, на уроке
• УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! • Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к детям по имени; • Давайте четко и искренне признавать хорошее в них; • Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и дети будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни; • Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком подростка видеть только отрицательные мотивы. • Детей можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности. • Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована). • Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении. • Осуществляйте контроль за поведением ребенка, анализируйте его отношения со сверстниками, родителями.
Ребенок твердо должен усвоить: «Что все в жизни можно исправить, пока он жив» |
|
Профилактика суицида
Никто не станет оспаривать тот факт, что смерть это та дверь, через которую каждому придется пройти. Что нас ожидает завтра, через месяц или год и более - неизвестно, и говорить о своем будущем мы можем по преимуществу теоретически. Но день смерти обязательно настанет и весь пафос и значительность его в том, что он будет, ни чей-то, а твой. Это заставляет нас относиться предельно внимательно к собственной смерти. Живя, радуясь и приветствуя жизнь, мы непременно сталкиваемся с небытием и смертью. И факт неизбежности смерти заставляет нас, при сколько-нибудь пристальном внимании, отнестись к жизни, как присущей нам реальности, по-другому. Смерть находит к каждому определенный путь: через естественный процесс старения, тяжелую болезнь, насилие извне, несчастный случай, наше собственное вмешательство в жизнедеятельный процесс.
Вот средние статистические данные:
- каждый год в мире, по разным оценкам умирает от 50 до 55 миллионов человек;
- по данным ООН, в развитых странах ежегодно умирают 11,7 миллионов человек;
- примерно 1,15 миллионов человек умирает в России. Из них 130 тысяч кончают жизнь самоубийством.
Можно возразить словами известного народного высказывания: "Чему быть, того не миновать". Да, конечно, мы не можем точно сказать, как умрем, и где это случится. И незнание этого порождает временное спокойствие. Люди живут так, как будто никогда не умрут. Об этом говорить как-то не принято. Но при более глубоком размышлении, неизвестность смертного часа вызывает тревогу, опасение, страх. Пугает ни сколько боль, которая может возникнуть при смертном исходе, сколько неизвестность, которая ожидает за смертным порогом. Боятся, обычно люди не готовые к смерти. И в этот момент уместно посоветовать такому человеку, охваченному тревогой после смертного небытия, серьезно задуматься над вопросом смысла своей жизни и жизни после смерти. Задуматься пока еще есть время... |
Всемирная Организация Здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств. Из них: 41% - неизвестны; 19% - страх перед наказанием; 18% – душевная болезнь; 18% - домашние огорчения; 6% - страсти; 3% денежные потери; 1,4% - пресыщенность жизнью; 1,2% - физические болезни. Та же организация насчитывает 80 способов ухода из жизни.
1) Повешение. Именно этот способ ухода из жизни выбирает большинство самоубийц. 2) Огнестрельное оружие. В США, где оружие легкодоступно, 60% самоубийц умирает именно от пули.
3) Отравление. От передозировки лекарственных средств погибает 15-18% самоубийц.
4)Считается, что большой процент фатальных ДТП с единственной жертвой.
В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
Какие проблем толкают людей к насильственной смерть и не по вине обстоятельств и внешних сил, а по решению собственной воли?
Анализ материалов уголовных дел и проверок причин и обстоятельств самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. |
Вот средние статистические данные:
- каждый год в мире, по разным оценкам умирает от 50 до 55 миллионов человек;
- по данным ООН, в развитых странах ежегодно умирают 11,7 миллионов человек;
- примерно 1,15 миллионов человек умирает в России. Из них 130 тысяч кончают жизнь самоубийством.
Можно возразить словами известного народного высказывания: "Чему быть, того не миновать". Да, конечно, мы не можем точно сказать, как умрем, и где это случится. И незнание этого порождает временное спокойствие. Люди живут так, как будто никогда не умрут. Об этом говорить как-то не принято. Но при более глубоком размышлении, неизвестность смертного часа вызывает тревогу, опасение, страх. Пугает ни сколько боль, которая может возникнуть при смертном исходе, сколько неизвестность, которая ожидает за смертным порогом. Боятся, обычно люди не готовые к смерти. И в этот момент уместно посоветовать такому человеку, охваченному тревогой после смертного небытия, серьезно задуматься над вопросом смысла своей жизни и жизни после смерти. Задуматься пока еще есть время...
Всемирная Организация Здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств. Из них: 41% - неизвестны; 19% - страх перед наказанием; 18% – душевная болезнь; 18% - домашние огорчения; 6% - страсти; 3% денежные потери; 1,4% - пресыщенность жизнью; 1,2% - физические болезни. Та же организация насчитывает 80 способов ухода из жизни.
1) Повешение. Именно этот способ ухода из жизни выбирает большинство самоубийц. 2) Огнестрельное оружие. В США, где оружие легкодоступно, 60% самоубийц умирает именно от пули.
3) Отравление. От передозировки лекарственных средств погибает 15-18% самоубийц.
4)Считается, что большой процент фатальных ДТП с единственной жертвой.
В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
Какие проблем толкают людей к насильственной смерть и не по вине обстоятельств и внешних сил, а по решению собственной воли?
Анализ материалов уголовных дел и проверок причин и обстоятельств самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. | |
Здесь Вы можете задать вопрос администрации школы
| |