План работы педагога – психолога на 2023-2024 учебный год

 

             Цель работы педагога-психолога – обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.

           Основные задачи:

• формирование развивающего образа жизни личности в школе;

• обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;

• обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;

• психолого-педагогическое изучение детей; профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;

• оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям, лицам, их заменяющих в экстремальных и критических ситуациях;

• консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата;

• важной задачей работы педагога-психолога является переход от работы в системе «психолог-ребенок» к системе «психолог-педагог-ребенок». В связи с этим одной из задач педагога-психолога является создание условий для развития педагогической рефлексии.

      

Выполняемые задачи на этапах обучения:

 

Начальная школа:

·         Определение готовности к обучению в школе

·         Обеспечение адаптации к школе

·         Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации

·         Развитие самостоятельности и самоорганизации

·         Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей



Основная школа:

·         Сопровождение перехода в среднюю школу

·         Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития

·         Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации

·         Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками

Профилактика девиантного поведения

 

п/п

Вид работы

Условия проведения

Сроки проведения

Планируемый результат

1. Диагностическая работа

1.1.

Диагностика адаптации, мотивации первоклассников к учебному процессу.

1.  Первичное обследование

2.  Диагностико-прогностический скрининг первоклассников Екжанова Е.А.

3. Наблюдение

4. «Сказка» В.А. Кореневская

5. Анкета для родителей

6. Методика (рисунок) «Я в школе»

7. Методика Лускановой «Определение уровня школьной мотивации»

8.Экспресс- методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации» (мод. Теста Филипса О. Хмельницкой)

9. Социометрия

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь – Октябрь

1.Изучение течения адаптации

2. Выявление дезадаптированных детей

 3. Оказание психологической помощи

1.2.

Диагностика  адаптации, мотивации  пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу.

 

 

1.Изучение течения адаптации пятиклассников

2. Выявление детей с неблагоприятным течением адаптации

3. Оказание им психологической поддержки

1.3.

Диагностика адаптации, мотивации десятиклассников

1. Изучение течения адаптации десятиклассников

2. Выявление детей с неблагоприятным течением адаптации

3. Оказание им психологической поддержки

1.4.

Диагностика уровня  познавательных процессов (внимание, мышление, память) 1-5 классы

 

 

Тестирование

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

1.Изучение уровня познавательных процессов у обучающихся

2. Выявление обучающихся с низкими показателями уровня развития познавательных процессов

3. Оказание им психологической помощи

1.5.

Диагностика уровня умственного развития 6 классы

Тестирование

Ноябрь

1.Изучение уровня умственного развития у обучающихся

2. Выявление обучающихся с низкими показателями умственного развития

3. Оказание им психологической помощи

1.6.

Диагностика эмоционального состояния ребенка в семье

Методика (рисунок) «Моя семья» 1-6 классы

 

 Декабрь

1. Выявление семейного благополучия детей

2. Выявление обучающихся имеющих проблемы в отношениях с родителями

3. Контакт с семьями

4. Оказание психологической поддержки

1.7.

Диагностика профессиональных намерений обучающихся 9 – 11 классов

Опросник Климова, тест «Карта интересов», опросник Айзенка

Январь

1.    Изучение спроса интересующих профессий

2.    Помощь в выборе будущей профессии

3.    Оказание психологической поддержки

1.8.

Диагностика  уровня агрессивности 7-8 классы

Тестирование

Февраль

1. Изучение  уровня агрессивности у обучающихся

2. Выявление обучающихся склонных к агрессивному поведению

3. Оказание психологической помощи

1.9.

Диагностика адаптации, мотивации первоклассников к учебному процессу (повторное исследование).

1. Повторное обследование

2. Наблюдение

3. Анкета для педагогов

4. Анкета для родителей

5. Рисунки Гинзбурга (1 классы)

6. Методика (рисунок) «Я в школе»

7. Методика Лускановой «Определение уровня школьной мотивации»

8. Цветовой тест эмоционального состояния ребенка в школе

 

 

Март

1.Изучение течения адаптации

2. Выявление дезадаптированных детей

 3. Оказание психологической помощи

1.10.

Диагностика  адаптации, мотивации  пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу (повторное исследование).

 

 

1.Изучение течения адаптации пятиклассников

2. Выявление детей с неблагоприятным течением адаптации

3. Оказание им психологической поддержки

1.11

Диагностика тревожности, связанной со сдачей ВПР,  ЕГЭ, ОГЭ 2-11 классы

Тест Кондаша

Апрель

1.Выявление уровня тревожности обучающихся связанной со сдачей экзаменов

2.Оказание психологической поддержки

1.12.

Диагностика уровня тревожности в школе у обучающихся:

а) 4-х классов при переходе в 5-й класс;

Тестирование

Май

1.Выявление обучающихся с высокой степенью тревожности

2. Оказание им психологической помощи

 

 

1.13.

Диагностика обучающихся «Группы риска»

Тестирование

В течение года

1. Выявление обучающихся «Группы риска»

2. Психологическое сопровождение обучающихся «Группы риска»

1.14.

Диагностические исследования уровня актуального развития обучающихся

Работа в ПМПк

В течение года

Формирование списков. Подготовка документов на ПМПк. Выработка рекомендаций по дальнейшему обучению обучающихся

2. Коррекционно - развивающая работа

2.1.

Работа с обучающимися, имеющими трудности в процессе адаптационного периода. Работа с обучающимися, нуждающимися в поднятии уровня мотивации

Групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1-х, 5-х  классов, 10 классов

 

 

 

Сентябрь – Май

Психологическое сопровождение детей, предупреждение дезадаптации, помощь родителям, лицам, их заменяющим, учителям, разработка рекомендаций, игр для развития ребенка.

Благоприятное течение адаптации, снижение риска возникновения дезадаптированных детей

2.2.

Работа с обучающимися, имеющими низкие показатели по уровню познавательных процессов

Групповые коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 1-5 классов

Ноябрь – Май

Улучшение показателей таких психических процессов, как память, внимание, мышление, речь и др. упражнений для развития психических процессов. Разработка рекомендаций

 

2.3.

Работа с обучающимися, испытывающими проблемы в отношениях с родителями, лицами, их заменяющими

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1-8 классов

Декабрь – Май

Оказание психологической помощи детям, испытывающим трудности общения с родителями, лицами, их заменяющими. Разработка рекомендаций

2.4.

Коррекция поведения у агрессивных обучающихся

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 1-8 классов

Февраль – Май

Оказание психологической помощи агрессивным обучающимся. Разработка рекомендаций

2.5.

Коррекционная работа  с обучающимися, имеющими высокие показатели уровня тревожности в школе

Групповые коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 1- 5 классов

В течение года

Оказание психологической помощи обучающимся с высокой степенью тревожности. Разработка рекомендаций

2.6.

Коррекционная работа с обучающимися «Группы риска»

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 1- 8 классов

В течение года

Психологическое сопровождение обучающихся «Группы риска» и оказание им психологической помощи

2.7.

Коррекционные занятия с обучающимися (по запросу)

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 1-11 классов

В течение года

Оказание психологической помощи обучающимся.

2.8.

Коррекция уровня развития психических процессов для обучающихся с ОВЗ

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 5-8

В течение года

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

3. Психологическое просвещение и профилактика

3.1.

Предупреждение возможных социально-психологических проблем у учеников разных классов

 

Индивидуально

В течение года

Психологическое сопровождение учащихся «Группы риска»

3.2.

Психологический практикум для обучающихся:

-беседы

-лекции

-психологические игры и т.д.

Групповые  занятия

В течение года

Повышение психологической культуры обучающихся

3.3.

Выступление на родительских собраниях:

- «Трудности периода адаптации младших школьников и пути их преодоления»

-«Психологическая готовность ребенка к школе»

Групповые занятия

В течение года

Повышение психологической культуры родителей и лиц, их заменяющих

 

 

 

 

3.4.

Выступление на совещании при директоре, педсовете, заседаниях ШМО

 

В течение года

Психологическое просвещение педагогов

3.5.

Наполнение страницы школьного сайта «Педагог-психолог», «Советы психолога»

 

В течение года

Психологическое просвещение родителей, лиц, их заменяющих, обучающихся, педагогов.

4. Психологическое консультирование

4.1.

Индивидуальное консультирование обучающихся, родителей и лиц, их заменяющих, педагогов

Индивидуально

В течение года

Оказание конкретной помощи взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, связанных с взаимоотношениями в семье,  в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятия собственных решений.

4.2.

Анализ результатов адаптационного периода в школе

Совещание при директоре

Ноябрь

Ознакомление с результатами исследования уровня адаптации учащихся.

4.3.

Анализ результатов диагностических исследований, выдача необходимых рекомендаций педагогам, родителям и лиц, их заменяющих

Групповая работа по итогам результатов диагностической работы

В течение года

Ознакомление с результатами психологических исследований.

4.4.

Индивидуальные консультации для обучающихся «Группы риска», их родителей и лиц их заменяющих

Индивидуально

В течение года

Психологическая поддержка обучающихся «Группы риска»

5. Организационно - методическая  работа

 

Вид работы

Сроки проведения

 

 

5.1.

Подготовка к лекциям, семинарам, практическим занятиям, консультациям. Оформление методических материалов

В течение года

 

 

5.2.

Участие в заседаниях, совещаниях, педсоветах

В течение года

 

 

5.3.

Обработка, анализ, обобщение результатов, интерпретация полученных данных. Заполнение отчетной документации

В течение года

 

 

5.4.

Повышение психологических знаний

В течение года

 

 

5.5.

Изучение новинок психологической литературы. Работа с периодической печатью, методическими разработками

В течение года